В известном манускрипте «Атлантический кодекс» Леонардо да Винчи, среди прочих рисунков и чертежей, разместил набросок транспортного средства, очень напоминающего современный велосипед: два колеса, деревянная ось, руль и цепь, соединяющая педали с задним колесом. Уникальное изображение опережало свое время лет на 500, но, тогда оно так и осталось на бумаге.
Велосипед появляется в Европе только в конце XVIII века, хотя его вид тогда еще очень отдаленно напоминал современный велосипед. В то время, когда автомобили только начинали появляться, велосипеды уже были полноправными хозяевами на дорогах Европы и Америки. В Италии велосипеды начали выпускать начиная с конца XIX века, и продолжают по сей день.
Исторические и современные марки итальянских велосипедов
Bianchi (Милан), существует с 1885 года;
Olympia Cicli (Милан), существует с 1893;
Umberto Dei, (Милан), существует с 1896 года, в настоящее время производится предприятием Atala;
Maino (Алессандрия), 1896, в настоящее время также производится предприятием Atala;
Chiorda (Альбино, провинция Бергамо), 1900, приобретен предприятием Bianchi;
Legnano (Леньяно, провинция Милан), 1902, эта марка сегодня выпускается на предприятии Cicli Esperia;
Cremonini (Сан-Джованни-ин-Персичело, провинция Болонья), существует с 1904;
Wilier Triestina (Бассано-дель-Граппа, провинция Виченца), существует с 1906;
Carnielli (Витторио-Венето, провинция Тревизо), существует с 1909. Предприятие знаменито тем, что запатентовало велотренажеры и складной велосипед «Graziella», невероятно популярный в 60-е годы.
Ganna (Варезе), существует с 1912;
Casati (Монца), существует с 1920;
Galetti (Милан), 1920;
Atala (Падуя), существует с 1921 года;
Chesini (Верона), 1921;
Bottecchia (Витторио-Венето), существует с 1926;
Benotto (Турин), 1931;
Daccordi (Сан-Миниато-Бассо, провинция Пиза), 1937;
Cinelli (Флоренция), 1938;
Olmo (Челле-Лигуре, провинция Савона), 1939;
Masi (Сесто-Фьорентино, провинция Флоренция), 1949, сегодня компания находится в Милане;
Torpado (Падуя), 1950, в настоящее время входит в группу Esperia;
Pinarello (Тревизо), производится с 1952 года;
Colnago (Камбьяго, провинция Милана), 1953;
De Rosa (Милан), производится с 1953 года;
Gios (Турин), 1958;
Maschiaghi (Монца), компания существует с 1967 года, со временем приобрела марки Coppi, Girardengo, Gloria, Bugno.
Cioc (Бергамо), выпускается с 1969 года;
Alan (Падуя), выпускается с 1977 года;
Battaglin (Маростика, провинция Виченца), производится с 1981 года;
Basso (Дуевилле, провинция Виченца), производится с 1981 года;
Moser (Пьове-ди-Сакко, провинция Падуя), существует с 1983;
Fondriest, выпускался в 90-х годах, в настоящее время входит в группу Esperia;
Kuota (Вилласанта, провинция Монца-Брианца), существует с 2001 года;
Pogliaghi (Милан), выпускался в 1947-1984 годах;
Gloria (Милан), 1922-1955;
Prinetti & Stucchi (Милан), 1874-1926;
Galmozzi, Милан, 1950-1970 годы.
К этим велосипедным компаниям можно добавить Campagnolo из Виченцы, с 1933 года производящую запчасти для велосипедов. Campagnolo, наряду с японской маркой Shimano, является мировым лидером по производству деталей для шоссейных велосипедов.
Большинство перечисленных марок имеют прямое отношение к прошлым успехам велосипедного спорта. Велосипеды тех производителей, которые к настоящему времени прекратили свое существование, очень высоко ценятся в среде коллекционеров. Многие из велосипедов вышеперечисленных марок, которые больше не выпускаются, можно увидеть в музее велосипедов Лучано Беррути, расположенном в поселке Коссерия (провинция Савона), а также в других музеях велосипедов, которых немало в Италии.