20120227

Самураи и рыцари: сходства и различия

Между рыцарями и самураями много сходства, но есть и различия. Посвящение в рыцари носила ритуальный характер, это побуждало воинов делать благородные поступки, быть смелым и скромным, всегда защищать людей притесняемых сословий. В рыцарстве выработался нравственный и эстетический идеал воина, был создан собственный Кодекс чести.


У самураев существовал этический кодекс - Бусидо, который был их кодексом чести. Бусидо был образован на основе философии буддизма, синто и учения Кунфуция. Его главная идея заключалась в том, что самурай должен был постоянно помнить, что он должен умереть за своего господина. Подобный взгляд на жизнь позволял воину не мелочиться, спокойно относиться к человеческим страстям и не бояться смерти. Это не значит, что самураи обязательно стремились умереть или покончить жизнь самоубийством. Самураи воспитывали детей по правилам самурайской этики. По сравнению с европейскими рыцарями, их культура и воспитание было значительно выше.


Самурай получал неплохое образование, умел писать стихи, знал каллиграфию и чайную церемонию, он каждое утро принимал ванну, брился, душил волосы, стриг ногти, аккуратно шлифовал их пемзой и полировал токуса. Обязательными моральными нормами для самурая были храбрость, верность, справедливость и мужество. Рыцарский кодекс чести и Бусидо во многом схожи, но есть и большие различия. Разный менталитет порождал разное отношение к вещам и явлениям. Это не значит, что одни плохие, а другие хорошие, это означает, что самураи и рыцари просто имели разные подходы к тому, чтобы проявлять свою отвагу и храбрость. Это предмет докторских диссертаций ученых многих университетов. В силу культурных различий, например, поступок, с точки зрения рыцарского кодекса чести рассматривающийся как хорошая воспитанность, с точки зрения бусидо может рассматриваться как лицемерие. Просьба дать честное слово рассматривалась бы японским воином как личное оскорбление, так как бусидо запрещало лгать и неисполнять данных обещаний. В то же время, с точки зрения бусидо, воин всегда должен быть готов к бою, и потому неожиданное нападение на ненападающего противника соответствует бусидо, однако с точки зрения рыцарского кодекса чести подобное нападение считается бесчестным.