Замок Карлштейн (Hrad Karlštejn) - самый знаменитый чешский замок, один из символов чешского королевства периода расцвета готики. Замок был задуман как символ императорской власти и Священной Римской Империи и, и в то же время, стал неприступной крепостью для хранения важнейших государственных документов, чешских и имперских символов государственной власти, драгоценностей и святых реликвий.
В 1347 году Карл IV, чешский король, въезжает в Рим и обретает корону Священной Римской Империи
В 1348 году Карл проводит значительные строительные работы в своей новой Империи: закладывает Новый Город в Праге, Пражский университет, а также замок Карлштейн.
Первый камень Карлштейна (Karlštejn - "Карлов Камень" так назвали замок) был заложен Арноштом (Arnošt) из Пардубице (Pardubice), первым архиепископом Праги и ближайшим советником короля.
В 1365 году было освящено "сердце замка" - часовня св. Креста. Полностью же строительство было завершено лишь через 20 лет.
Одновременно с завершением строительста шли дорогостоящие работы по отделке и украшению интерьеров замка.
В Карлштейне император собирал наиболее ценные вещи для всего христианства: копье святого Лонгина, большой кусок дерева креста Христова, на котором остались видны отверстия от гвоздей, губку, приобретенную в Мантуе в монастыре бенедиктинцев святого Андрея, и два терна из венца Христова, что хранились в церкви Сен-Шапель в Париже (Sainte Chapelle) и подаренные Иоанном Добрым, французским королем. Для хранения своих святынь Карл строит Большую Башню, в которой сооружает 4 мощные железные двери с хитроумными замками.
Управление и оборона замка в то время были поручены бургграфу, которому подчинялся гарнизон вассалов, который состоял из рыцарей, живущих в усадьбах вокруг замка.
В случае опасности они были обязаны явиться в замок и обеспечить его защиту. Второй тип вассалов, так называемые "крепостные вассалы", должны были непрестанно стоять на карауле у ворот, звонить в колокола и поддерживать порядок на всей территории замка.
В то время Карл лично следил за окончанием этих работ, часто останавливаясь в замке.
В начале гуситских беспорядков, в страхе перед надвигающимися войнами, в Карлштейн были перевезены чешские коронационные регалии и целый ряд сокровищ из многих монастырей, в частности, из Збраславского монастыря. Так в капелле св. Креста некоторое время хранились вместе чешские и имперские регалии из Пражского Града.
Предосторожности были не напрасны - повстанцам удалось удерживать Прагу и Пражский Град вплоть до 1434 года.
Гуситы попробовали взять приступом и Карлштейн, однако заняв все окружающие холмы, и обстреливая стены замка камнями и зажженной паклей, они простояли в 1427 году 7 месяцев под стенами замка, но не пробились даже во внутренний двор.
Император Сигизмунд (лат. Sigismundus, чешск. Zikmund; 1368-1437), второй сын Карла IV, печально известный смертным приговором Яну Гусу, приказал вывезти из Карлштейна все сокровища, но к тому времени, когда Богемия признала Сигизмунда своим королем, чешские регалии в 1436 г. уже были возвращены в Карлштейн.
Несмотря на это имперские сокровища навсегда остались за пределами Чехии и до сегодняшнего дня составляют часть сокровищницы в Вене.
При короле Владиславе Ягеллонском (Wladyslaw II Jagiello) происходит новый всплеск величия Карлштейна. В это время проводится масштабная реконструкция дворца и других построек, в первую очередь, бургграфского комплекса замка в готическом стиле.
После большого пожара в Праге в 1541 г., когда сгорело большое количество судебных книг, было решено перенести копии сгоревших подлинников в Карлштейн, где уже находился большой архив грамот и летописей.
В 1609 г. в замок с великими почестями был передан на хранение знаменитый высочайший указ императора Рудольфа II, объявляющий свободу вероисповедания в государстве. При Рудольфе проводятся ремонтные работы и реконструкция замка в стиле ренессанс
В начале Тридцатилетней войны сокровища чешской короны из предосторожности были перевезены в Пражский град.
В 1620 г. Карлштейн был осажден шведами, им даже удалось порваться за первую линию укреплений, но дальше они не прошли.
В целом Карлштейн за свою историю страдал больше от защитников, чем от осажденных. Почти каждый из солдат гарнизона считал своим долгом прихватить что-нибудь "на память".
В 1625 г., после подавления чешского сословного восстания, император Фердинанд II ликвидировал карлштейнское бургграфство, понизив статус града до деревенской усадьбы, а сам замок с прилегающими угодьями, ставший приданым чешских королев, подарил жене Элеоноре. Последняя заложила его Яну Кавке из Ржичан, усугубив его упадок. Этому роду замок принадлежал до начала XVIII века. Тогда же все сокровища Карла IV были окончательно переправлены в Пражский град. Реликвий было огромне количество, хранились они в 22-х огромных шкафах. Именно они и составили основную часть знаменитой сокровищницы града в Соборе Св. Вита.
Вдове императора Леопольда (нем. Leopold I., 1640-1705) удалось вернуть Карлштейн, выплатив залог.
Мария Терезия (нем. Maria Theresia, 1717-1780), владевшая замком после Елизаветы (жены Карла Габсбурского), передает его градчанскому Пансиону благородных девиц. Новые владелицы использовали замок в основном в хозяйственных целях, иногда служа мессы в некоторых капеллах. Пансион считается последним владельцем объекта до перехода его в собственность государства.
Когда Карлштейн в 1812 году посетил император Франц I Стефан (Franz I. Stephan, 1708- 1765) вместе с дочерью Луизой, государь решил срочно начать реставрационные работы для спасения ветшающего замка и даже выделил финансовые средства.
Однако в общей суматохе Франц приказал вывезти из Карлштейна в Вену часть его первоначальной обстановки, включая даже часть деревянной обивки стен.
Более гуманно поступил император Франц Иосиф I (нем. Franz Josef I), поручив вести реставрационные работы Центральной комиссии по охране памятников под руководством Ф.Шмидта (профессора Венской академии художеств, который впоследствии передал руководство своему ученику Иосифу Моккеру (Josef Mocker). Последний прославился тем, что восстановил множество замков в Чехии и в частности сумел закончить строительство Собора Св. Вита в Пражском Граде.
Архитектор Моккер посвятил Карлштейну все последние годы своей жизни. Его заслуга (как, впрочем, и большой повод для нападок) в том, что реконструкция велась (выбранным Моккером раз и навсегда) методом пуризма, цель которого достижение чистоты архитектурного стиля памятника, типичного для средневековья, отстранение других стилей (напр., были снесены все пристройки ренессансного бургграфства), что имеет исключительную художественно-историческую ценность. Благодаря Моккеровской реконструкции, мы можем видеть град глазами современника чешского "Карла Великого".